Бийск-Соусканиха-Красногорское-Тайна-Киска-Чоя-ВерхБийск-Турочак-Солоп-Турочак-ОзероКуреево-Бийск

По ряду причин традиционного, "большого" похода летом 2007 года не получилось, отпуск пропадал и мы с Витольдычем урвав малую толику времени быстренько собрались навестить старинного приятеля Степаныча в Турочаке. Но, чтобы не было совсем тривиально, попутно решили прокатиться по ближайшему к Бийску Красногорскому району, известному невысокой, но очень злым рельефом, и, попутно, проехать из Алтайского края в Республику Алтай не по дорогам, а напрямик через тайгу. Дополнительно были запланированы "побегушки" на хр.Солоп, нависающий над Турочаком. Степаныч был предупрежден, а следовательно - вооружен, и мы поехали ...

Поход проходил с 9 по 14 июля 2007 года по следующему маршруту:

Схема маршрута

Выехали, как обычно, ближе к обеду и к вечеру оказались в окрестностях Соусканихи. В том самом месте, где на дороге кончается отвратительный асфальт и начинается чудесный гравий. На ночлег решили выбраться на берег реки для чего и совершили стремительный двухкилометровый спуск по разбитейшей и весьма крутой грунтовке в облаке комаров, от которых невозможно было отмахнуться ибо руки были заняты тормозами. На берегу оказалась пастушье становище, рядом с которым мы и разбили свой лагерь - т.е. поставили палатку и разожгли газовую горелку. Виды были умиротворяющими, чего не скажешь о гнусе (с ним мы вынуждены были мириться на протяжении всего этого похода).

Бия
они устали обувь

Утром пришлось начать с преодоления все той же грунтовки, но уж вверх. И, поскольку, комаров меньше не стало, то пришлось попотеть, в буквальном смысле этого слова, в непрокусываемой одежде. Выбрались на трассу, разделись, благо ветерок, продувающий бугор, это позволял и преодолели остаток пути до Соусканихи. Очень кстати оказалось, что в само село можно не заезжать, а срезать между входящей и выходящей дорогами по полевой дорожке. Псоле чего мы встали на путь, ведущий в райцентр Красногорское. Изрядная жара и сильно пересеченная местность выматывали. Положение спасали свежая холодная водичка в деревнях и купание в пруду. Несмотря на купания и т.п. въехали в Красногорское мы довольно измученными и первым делом озаботились поправкой здоровья. В ходе поисков и расспросов "где бы у вас выпить разливного пивка", выяснилось что в селе есть пивзавод, который был немедленно найден и отработан. Пиво, выпитое тут же на крылечке завода оказалось ординарным, но свежим и вполне приличным. Это сразу же задало походу новый гораздо более мажорный тон и дало формальные основание считать его не просто походом, а очередным (четвертым) походом цикла "Пиво Алтая", каковое наименоваНие и было ему присвоено. Тем не менее, после завода заехали еще и в центральную столовую, где поообедали (пища не ахти) и взяли еще пивка - к нашему вящему удивлению местного пива тут не подавали и пришлось брать какую-то "сибирскую корону" или еще более гнусную "балтику" (не помню уже).

.. ..

Выйдя из столовой, сразу же удалось найти среди публики, окружившей наши байки, знатоков мест между Красногорским и Чойским районами, в которые лежал наш дальнейший путь. Они и рассказали нам: куда ехать надо, куда нельзя, про населенным пункты с интригующими названиями "Тайна" (ударение на последнем слоге) и "Киска", про урочище Буланаки и гору Чайна (ударение на первом слоге), особенности местного пчело- и медведе- водства и много чего еще ... Вооруженные этой информацией, а также тайным знанием одесситов (в виде карты и подробнейшей легенды из их отчета, где с точностью до 10 м описывались все повороты на извилистом пути), проехавших из Красногорского в Чою за год до нас, мы двинулись в путь.

Ростелеком

В отличие от одесситов, ломившихся из Красногорского в Тайну напрямик через тайгу, мы поехали по дороге - весьма приличному грейдеру и вскоре, миновав одну деревню со стоящим на околице красно-синим телефоном-автоматом, добрались до промежуточной цели. Расспросив аборигенов в трех разных избах, получили крайне противоречивую информацию и решили ехать по легенде группы Василия Буза - это решение полностью себя оправдало. Особенностью этого участка маршрута являлось, то что от нужного нам направления отходило множество гораздо более накатанных дорог - ведущих на многочисленные пасеки. Одна-две машины с пасечниками нас обогнали, в глаза бросилось весьма серьёзное оружие, которое мужички держали не выпуская из рук. А чуть позже выяснилось для чего оно им необходимо: перед последним поворотом к пасеке оттуда выехала "Нива", люди в которой были очень раздосадованны тем, что незадолго до их приезда пасеку посетил медведь и разгромил несколько ульев в хлам. Увидев нас, они предложили заехать для ночлега на пасеку в целях безопасности, ибо где-то тут мишка шляется. Но мы спешили доехать до известного нам по описаниям ручья и, решив что медведь мёду уже нажрался и мы потные/грязные ему неинтересны, поехали дальше по дороге, выродившейся в след одинокого трактора. Замечу, что денек был жаркий, дороги пыльные, а байкеры, поленившиеся одевать что-то кроме маек и велотрусов, были покрыты такой коркой грязи, что даже пауты (не говоря про комаров) ее не прокусывали.
лагерь грязь
Спустившись к ручью мы обнаружили, что он был завален грунтом почти полностью и питьевой воды там не было - остались лишь парочка бочажин, в которых можно было с трудом помыться. Поэтому, отъехав метров 200, разбили лагерь прямо на тракторной колее, т.к. по сторонам стояла мощная таежная трава в рост человека. Сбегали к ручью умыться, поужинали и залегли в палатку, спасаясь от гнуса ... медвед так и пришел.

Буланаки

Утром добрались до ручья Сарозонок, после уж спокойно доехали до остатков старого моста через Ишу, а затем и до брода ведущего на остров с отличным пляжем из мелких камушков. Этот остров был бы идеальным местом для лагеря, если бы мы до него добрались вечером. А сейчас на нем были устроены купание-стирка-сушка-обед-отдых часа на три. А сразу после брода оказался выход на дорогу ведущую в село Киска (около 2 км), а затем и грейдер до Чои.

Иша

В Чое отзвонились Степанычу - пора бы мол и баньку растапливать, после чего по асфальту долетели до моста через Бию, за которым свернули налево в Турочак. Вечерело, но и нам уже оставались сущие пустяки - 25 км.

мост

Следующий день прошел в ожидании каких-то еще гостей Степаныча, вместе с которыми он намеревался отправить нас на покорение Солопа - горы или небольшого хребта, расположенного к югу от Турочака и господствующего над местностью. А мы в ожидании этих гостей неспешно катались по окрестностям - в основном по новой дороге соединяющей Алтай с Шорией, купались в теплом Лебеде, нежились на солнышке и предавались другим излишествам на "даче" у Степаныча, где уже приходилось жить и надеюсь не раз придется еще.

лебедь дорога
профиль анфас

Наутро, проснувшись как и было условлено в 5 часов мы услыщали звонок от Степаныча: "А у нас в такую погоду на Солоп не ходят" - выглянули в окно, там стоял густейший туман ... Но нам было некогда ждать другой погоды и, как и было условлено, Степаныч подвез нас на своей "копейке" к подножию хребта, а его сынишка Коля показал начало тропы, по которой нам следовало двигаться. Мы вверх шли в густом тумане и вдруг оказались выше его границы:

Когда повернули обратно, туман начал рассеиваться и на пути вниз мы любовались видами на Турочак и Лебедь сквозь разрывы в тумане:

.. ..

Пока спускались, за нами подъехал Степаныч. Но приключения на этом не закончились ... колеса мы так и не нашли, несмотря на вызванную из села подмогу, и, бросив прощальный взгляд на Солоп, отправились восвояси.

Вечером этого же дня (часа в 4) мы отправились домой. Переехали Лебедь по какому-то "военному" мосту и заночевали на Бие вскоре после Озера Куреева.

Следующий день ушел чтобы добраться до Бийска по сильной жаре, легкому попутному ветерку и, как следствие, полчищам разнообразных мух. Около 16 часов мы въехали в город. Учитывая, то что выехали из Турочака тоже в 16 часов, на этот отрезок пути можно отводить в будущем один ходовой день.